Густые чёрные брови в одну линию, драматичная биография, сюрреалистические автопортреты — вот и всё чем известна большинству людей Фрида Кало (Frida Kahlo de Rivera). Ну и, может, ещё Мексикой, романом с Троцким и Сальмой Хайек, сыгравшей художницу в фильме «Фрида».
Яркие цветы подсолнухов в залитом солнцем зале созывали публику на выставку картин известных мексиканских художников Фриды Кало и Диего Ривьера из коллекции Жака и Наташи Гельман. Мне так и осталось не понятным, почему выставка проходила в Музее искусства американских индейцев, а не в художественном.
![Музей искусства американских индейцев | Heard Museum, Advancing American Indian Art Музей искусства американских индейцев | Heard Museum, Advancing American Indian Art](https://photowanderers.com/wp/wp-content/uploads/2017/06/artsy-phoenix2133.jpg)
Открывал выставку большой портрет элегантной Наташи Гельман работы Диего Ривера, мужа Фриды Кало. Гламурная миссис Гельман в белом платье полулежит на диване, как чувственный цветок лилии-каллы.
![Диего Ривера, Портрет Наташи Гельман, 1943 | Diego Rivera, Portrait of Natasha Gelman Диего Ривера, Портрет Наташи Гельман, 1943 | Diego Rivera, Portrait of Natasha Gelman](https://photowanderers.com/wp/wp-content/uploads/2017/06/artsy-phoenix2203.jpg)
Наташа Гельман, в исполнении Фриды Кало, находится на другом краю галактики от секс-бомбы Ривера. Этот портрет — как обратная сторона медали. Вглядитесь в глаза Наташи — какой грустный взгляд. Как будто вся роскошь и красота не обязательно гарантируют счастливую жизнь. Возможно, Фрида показала истинные чувства своей подруги. Или за печалью скрыто настроение художника…
![Фрида Кало, Портрет Наташи Гельман, 1943 | Frida Kahlo, Portrait of Natasha Gelman Фрида Кало, Портрет Наташи Гельман, 1943 | Frida Kahlo, Portrait of Natasha Gelman](https://photowanderers.com/wp/wp-content/uploads/2017/06/artsy-phoenix2206.jpg)
Собственная реальность
Фрида Кало — удивительная женщина, чья жизнь была наполнена физической и эмоциональной болью. У нее было в жизни столько переживаний, что хватило бы на несколько человеческих судеб. Но она выдержала и вложила эмоции в живопись. Ее работы — редкая смесь горя, любви, жизни и смерти. Почему Фрида так любила автопортреты? По ее словам: «Я рисую автопортреты потому, что это – тема, которую я знаю лучше других. Я рисую свою собственную реальность».
![Фрида Кало, Диего в мыслях (Автопортрет в образе Техуаны), 1940-1943 | Frida Kahlo, Diego in my mind (Self-portrait as Tehuana) Фрида Кало, Диего в мыслях (Автопортрет в образе Техуаны), 1940-1943 | Frida Kahlo, Diego in my mind (Self-portrait as Tehuana)](https://photowanderers.com/wp/wp-content/uploads/2017/06/artsy-phoenix2208.jpg)
Фрида едва ли не единственный пример в истории искусства, когда художник разорвал себе грудь и обнажил сердце, чтобы продемонстрировать правду своих чувств. — Диего Ривера
Фрида не мечтала стать художницей, рисовать она начала только после страшной аварии, приковавшей ее на многие месяцы к кровати. Отец сделал для нее специальный подрамник, позволявший писать лежа. Во всех ее картинах присутствует обязательный невидимый персонаж — боль. Боль и терпение. Несмотря на страшные испытания, Фрида продолжала жить.
![Фрида Кало. Любовные объятия Вселенной, Земля (Мексика), я, Диего и сеньора Ксолотль. 1949 Фрида Кало. Любовные объятия Вселенной, Земля (Мексика), я, Диего и сеньора Ксолотль. 1949](https://photowanderers.com/wp/wp-content/uploads/2017/06/artsy-phoenix2228.jpg)
В 1943 году Фрида стала профессором Национальной школы живописи, скульптуры и печати. Для Кало, которая не получила формального художественного образования, это была исключительно высокая честь. В автопортрете с обезьянками Кало одета в традиционную белую блузку — huipil, которую носят женщины из селения Yalalag в провинции Оахаки в Мексике. Четыре обожающие обезьяны — группа студентов, которые так восхищались своим учителем, что стали известны как «Лос-Фридос».
![Автопортрет с обезьянками | Self-portrait with monkeys by Frida Kahlo, 1943 Автопортрет с обезьянками | Self-portrait with monkeys by Frida Kahlo, 1943](https://photowanderers.com/wp/wp-content/uploads/2017/06/artsy-phoenix2230.jpg)
Размышления о жизни
Никакая тема не была табу для Кало — бесплодие, аборты, болезни, сексуальность и скорбь. Взлеты и падения, вся жизнь — в картинах.
Я никогда не рисую сны и кошмары. Я рисую свою собственную реальность. — Фрида Кало
Кажется это всего лишь натюрморт с фруктами. Присмотритесь — расположение кокосов и разрезанных арбузов образует китайский символ инь-янь: бананы — янь, а открытая папайя символизирует женское начало — инь. Арбузы разрезаны так, что их не возможно соединить в одно целое, как символы неутолимой любви и роковой страсти. Так просто, и так сложно одновременно. И всегда о себе…
![Фрида Кало. Натюрморт С Испуганной Невестой | The bride who becomes frightened when she sees life opened, 1943 Фрида Кало. Натюрморт С Испуганной Невестой | The bride who becomes frightened when she sees life opened, 1943](https://photowanderers.com/wp/wp-content/uploads/2017/06/artsy-phoenix2233.jpg)
Фрида Кало и мода
Как истинный художник, Фрида никогда не следовала моде, она ее сама создавала. В Париже, Нью-Йорке или Койоакане, Фрида одевалась как девушка племени ацтеков из Теуан.
![Фрида Кало на белой скамье, Николас Мерей, 1939 Фрида Кало на белой скамье, Николас Мерей, 1939](https://photowanderers.com/wp/wp-content/uploads/2017/06/frida-kahlo.jpg)
После смерти Фриды в 1954 году, Диего Ривера сложил ее вещи в Голубом доме (Casa Azul) в Мехико-Сити и распорядился, чтобы туда никто не входил еще 15 лет после его смерти. Дом пустовал до 2004 года. Только спустя 50 лет гламурные наряды увидели свет.
![Черное платье с красной шалью Черное платье с красной шалью](https://photowanderers.com/wp/wp-content/uploads/2017/06/artsy-phoenix2213.jpg)
Также как и картины, наряды рассказывают о Фриде, они — часть личности, а не просто набор ткани и аксессуаров.
![Обычная одежда женщины Техуантепек | Customary clothing of a Tehuantepec woman Обычная одежда женщины Техуантепек | Customary clothing of a Tehuantepec woman](https://photowanderers.com/wp/wp-content/uploads/2017/06/artsy-phoenix2242.jpg)
Почему мы продолжаем вглядываться в картины Фриды и искать тайные символы?
Может потому, что она учит нас рисовать, писать, делать что угодно, чтобы выпустить наш гнев и печаль. Учит нас сделать что-то из нашей боли — что-то красивое.
Ничто не является абсолютным. Все меняется, все движется, все вращается, все летит и уходит. ~ Фрида Кало
Феникс, Аризона