«Утро туманное, утро седое…»,- безнадежно подумал Алекс, лежа у бассейна наших друзей в Аризоне, — «сейчас начнется…».
Было 7 утра и столбик термометра остановился на отметке 35° C. Чем заняться, когда кажется, что единственный способ спастись – это поселиться в холодильнике? Мы использовали жару как повод сходить в музей Херда (Heard Museum of Native Cultures and Art) в Фениксе и побывать в гостях у индейцев юго-запада США.
Аризона — особенное место. Сама земля — другая, красная, как будто зарумяненная на солнце. Здесь нет зеленых лужаек и вековых дубов, только кактусы сагуаро и чахлый кустарник. Горизонт — далеко-далеко, там где равнина переходит в скалы встречается с неизменно голубым небом. Сложно представить, сколько труда вкладывалось в эту покрытую трещинами землю, чтобы вырастить пищу.
Нет такого понятия — маленькая страна, величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом. — Виктор Гюго
Заселение Нового Света
Археологи до сих пор дискутируют дату прибытия первых людей в Новый Свет, но большинство согласны с тем, что это произошло 11 500 лет назад. Начало оседлой жизни датируется 300 г. до нашей эры, когда появились горшки. Горшки кочевникам ни к чему.
К началу христианского периода территорию, сегодня занимаемую Финиксом, заселили Хохокам (Hohokam), «те кто ушел», крупнейшая доколумбова археологическая культура. Они разработали сложные системы орошения, выращивали кукурузу и хлопок, играли в мяч, как Майя, построили Замок Монтесумы. Их судьба неясна, они исчезли между первой половиной 13-го века и приходом испанцев, но некоторые из ирригационных каналов еще используются.
В 12 в. на юго-западе появились индейцы Анасази (Anasazi) — на языке Навахо означает «древние» — обитатели скальных поселений, земледельцы и умелые охотники, строители Меса-Верде. Спустя 200 лет и они ушли: покинули дома в пустыне и исчезли, никто не знает куда. Я думаю, они переместились на юг в плодородные долины. Анасази оставили руины, плетеные корзины, глиняные черепки — окно в забытый мир, что сохранил для нас сухой пустынный климат.
В конце периода Анасази появились Пуэбло (Pueblo) — строители поселений-крепостей. Они жили в домах из глины и камня, похожих на улей, которые по странному совпадению тоже называют пуэбло. Жилища примыкали друг к другу, образуя комплекс террас, где плоская крыша одной постройки служила полом для следующей. Верхние уровни доступны только по приставленным снаружи лестницам. Когда появлялась угроза, лестницы убирали и врагам предстояло штурмовать неприступные стены.
Последними на юго-запад прибыли кочевые племена Навахо и Апачей. Они добрались до Аризоны за сто лет до испанцев. Мирные Пуэбло возделывали поля, а пришельцы охотились и грабили соседей.
Музей Хёрда. В гостях у индейцев
Раздел Американских Индейцев музея Херда рассказывает о быте, традициях и искусстве племен юго-запада США. Большинство посетителей делают селфи у пестрого забора. Такие заборы окружали поселения, только вместо стекла и керамики использовались окотилло и кактусы сагуаро.
Хопи, те кто ведет себя вежливо или мирно
Большинство этнографов считает миролюбивых и кротких индейцев Хопи (Hopi) потомками Анасази. Хопи поклонялись духам — Качинам (Katsina), обитающим на пиках Сан-Франциско на севере Аризоны. Ранней весной духи спускались с гор, чтобы помочь обрабатывать поля и заботиться о детях. В конце июля, когда заканчивался посадочный сезон, Качинам покидали селения.
Ярко раскрашенные куклы Качина занимают два больших стенда в музее, иллюстрируя, как много существ населяло вершины Сан-Франциско.
Индейцы традиционно вырезали Качинам из корня тополей, которые в изобилии росли вблизи селений. По маске определяют, какого Качина изображает кукла.
В наше время Хопи-молодожены ожидают один-два года после гражданской регистрации брака, пока завершаться ритуалы индейской свадьбы. По традиции, во время помолвки семьи жениха и невесты обмениваются подарками. Перед свадьбой невеста на протяжении трех дней живет с будущей свекровью, растирает в муку кукурузные зерна и готовит пищу. На рассвете четвертого дня мать жениха моет волосы жениха и невесты, что символизирует неразлучность пары. Затем молодожены ожидают, пока родственники жениха закончат ткать свадебный наряд. В день свадьбы, незадолго до восхода, невесту облачают в белое одеяние. Другое, завернутое в камышовый свиток, она держит в руках. Второй наряд женщины сохраняют и берегут всю жизнь, в него обряжают после смерти.
Индейцы Зуни — бирюзовые слезы
Зуни (Zuni) — таинственное племя среди индейцев Пуэбло: их поселения закрыты для чужаков или открываются только несколько раз в год. Зуни первыми использовали бирюзу в украшениях. Легенда гласит, что когда приходил дождь, индейцы ликовали и танцевали. Их радостные слезы смешивались с дождем и просачивались в Мать-Землю, и становились бирюзой.
Навахо — народ «Дине»
Навахо (Navajo) рассказывают интересные легенды о мироздании, созвучные книге Бытия:
Нынешний мир — пятый. В первом, водном, земля плавала в океане, накрытом куполом небес. Там жили люди-насекомые, которые после каких-то разногласий перешли во второй мир, где обитали люди-ласточки, а затем в третий и четвертый.
Встреченные ими по дороге люди-животные научили плести корзинки, ухаживать за домашними животными. В четвертом мире все было прекрасно до тех пор, пока любопытный Койот не украл детеныша Водного Змея, за что последний в отместку наслал всемирный потоп. Воды затопили третий и четвертый мир. Спасаясь, люди уложили друг на друга четыре высокие горы, посадили гигантский тростник и сбежали в пятый мир, где мы сейчас и живем.
Шаманы утверждают, что выше пятого простираются еще два мира — мир духов и мир слияния.
Навахо славятся узорными коврами и корзинками — еще испанские конкистадоры с удовольствием укрывались теплыми и пушистыми покрывалами.
На мой неискушенный взгляд, произведения Навахо напоминают ковры, создаваемые закарпатскими умельцами. Единственное отличие — в цене — индейский коврик, размером 2×3 m, стоит 13 000 долларов.
Может стоит открыть магазин с украинскими сувенирами? Только посмотрите на аризонскую вышиванку… в Украине — ничуть не хуже. 🙂
Люди научились делать корзины вскоре после того, как стали людьми, прежде чем покинули Африку. Корзины использовали как сумки, шкафы, птичьи клетки, сандали, тарелки и чашки. В них даже кипятили воду. К сожалению, время к ним безжалостно — музейные экземпляры за редким исключением старше 120 лет.
Странные стручки с двумя длинными усами цепляются к шерсти животных, одежде или мокасинам. Индейцы специально разводили это растение с устрашающим названием Когти Дьявола (Devil’s Claw или Martynia) и использовали для создания контрастных геометрических узоров в корзинках.
Апачи- ожесточенные воины и опытные стратеги
Само слово — Апачи (Apache) — вызывает в сознании картинку — http сервера… индеец верхом, без седла… охотник за белыми скальпами. Я не одинока в этом ощущении — на языках соседей слово означает «опасный и агрессивный враг».
Индеец-навахо, с которым мы повстречались пару лет назад, утверждал, что между Навахо и Апачи нет никаких различий. Просто в набегах и перестрелках обвиняли последних. Когда белые люди приезжали с вопросом:
— «Кто разграбил наш поселок или ферму?»,
хитрые индейцы отвечали:
— «Это банда Апачей. Навахо — мирные и не совершают набегов».
Индейцы оказались заядлыми картежниками. Вероятно, солдаты из экспедиции Фернандо Кортеса научили их играть в карты. Апачи даже мастерили собственные, расписанные вручную колоды из конской кожи.
Когда я носилась по двору во главе шумной ватаги, украшенной перьями и листьями в волосах и пугала местных старушек, индейцы в моем воображении походили на гламурного Гойко Митича, исполнителя ролей Чингачгука, Зоркого Сокола, Белого Пера. У меня даже было настоящее индейское имя Нах’тах ни йез’зи — на языке племени мескалеро-апачей значит «Молодой Вождь». Как же образ в голове оказался далеким от действительности: у индейцев — круглые лица и широкие скулы, никакого намека на благородные черты сербского актера.
Пора закругляться, здесь, в Аризоне не принято рассказывать истории летом. Старейшины говорят, что змеи не любят их слушать, а когда повествование раздражает, они приходят и кусают рассказчика. Поэтому истории откладывают до зимы, когда змеи спят.
Феникс, Аризона