На этот раз тяга к путешествиям занесла нас в Неваду. Дорога занимает около 4-5 часов по совершенно пустынной местности – с одной стороны дороги пустыня Мохаве, с другой стороны – Долина смерти и ее окрестности, занятые военными под полигоны для испытания оружия. На границе Калифорнии и Невады пейзаж несколько оживляется небольшими пыльными городками, зато первый город в Неваде – это, собственно, и не город — просто большой отель и казино и далее по дороге реклама и казино-казино-казино. В принципе, любителям игр ехать в Вегас совсем не обязательно, достаточно заехать в Неваду и можно дальше пары миль не углубляться.
Мы двигались на северо-восток, нас интересовала река Колорадо (Colorado River), озеро Мид (Lake Mead), плотина Гувера (Hoover Dam). Как старые любители компьютерной игры «Цивилизация», мы не могли не посмотреть воочию на одно из чудес света.
Плотина Гувера
Строительство этой плотины в Америке сравнивается с постройкой Акрополиса в Античной Греции или Колизея в Риме. Возвышающаяся на 726 футов над яростно несущейся водой реки Колорадо, она по праву называется величайшей инженерной работой, когда-либо выходившей из рук человека. И в середине Большой депрессии, когда происходило строительство, плотина также являлась символом надежды, надежды на лучшее.
До постройки плотины земли вдоль реки Колорадо абсолютно непредсказуемо затоплялись весной и высыхали летом. Единственным способом укротить эту стихию было строительство плотины, которая также снабжала бы столь необходимыми электричеством и водой западные штаты. Без такого надежного источника воды, как река Колорадо, семь штатов – Аризона (Arizona), Калифорния (California), Колорадо (Colorado), Невада (Nevada), Нью-Мексико (New Mexico), Юта (Utah) и Вайоминг (Wyoming) — не были бы столь населенными и цветущими, какими являются сейчас.
Плотина построена в узком каньоне на границе между Невадой и Аризоной, для отвода воды реки Колорадо были пробурены четыре туннеля в каменных стенах Черного каньона (Black Canyon). После этого верхолазы, спущенные на веревочных люльках, очищали стены каньона от «лишних» камней. И далее на протяжении двух лет 24 часа в сутки, семь дней в неделю работники укладывали бетон. Для строительства плотины 5 тысяч работников вместе с семьями переселились в Неваду. Условия жизни были ужасные, работа при температуре около 50С – экстремально тяжелая, платили жалкие гроши, но во времена Депрессии это была работа и это было главное.
Федеральное правительство построило для работников город Болдер (Boulder City) – умело организованный, упорядоченный поселок. Но многие предпочли поселиться в палаточных лагерях вдоль небольшой дороги, ведущей в маленький пыльный город, … который называется Лас-Вегас. История города-казино тесно связана со строительством плотины. Ходят упорные слухи, что некоторые гангстерские семьи финансировали строительство плотины, другие слухи утверждают, что строительство плотины вызвало рождение Лас-Вегаса – 5 тысячам человек с семьями необходимы были какие-то развлечения. Вечный спор, что было раньше, курица или яйцо… Однако достоверно то, что без плотины невозможно было бы разноцветие неоновой рекламы, море огня, день среди ночи, все то, что называется простым словом Вегас.
В 1935 году, всего за три года, строительство было завершено. Сейчас плотина больше не является самой высокой плотиной, самой мощной, но все это не мешает 1 миллиону посетителей в год получать впечатления от этого замечательного строения, которое было построено в докомпьютерное время. Да какие компьютеры, фактически это был первый крупный гражданский проект, в котором не использовались вьючные мулы.
На плотине интересно побывать в машинном зале, пройтись по одному из выдолбленных в скале туннелей, посмотреть на сочащиеся водой стены и послушать объяснения гида, что это совершенно не опасно, в то время как все внутри тебя кричит – уноси поскорее ноги отсюда.
Можно просто погулять по дороге сверху плотины, которая соединяет два штата – Неваду и Аризону, эту дорогу очень любят киношники, по-моему ни один гангстерский боевик без нее не обходится, любители стоять в пробках могут даже проехать по плотине на машине, но неизвестно, сколько времени это может занять.
А еще можно пролететь над плотиной или над озером Мид на вертолете, этой последней возможностью мы и воспользовались. Пять минут полета – это нечто, правда, куда больше времени занимает предполетная подготовка, где инструктор долго и тщательно рассаживает пассажиров (в наш вертолет поместилось аж 4 человека). И вот вертолет легко поднимается, делает круг над озером – только успевай фотографировать и – посадка. Все хорошее почему-то очень быстро заканчивается.
По пути обратно дорога почему-то завела нас просто в центр Лас-Вегаса. Естественно, мы не смогли удержаться и съехали с хайвэя, завидев знаменую Стрип и знакомые очертания казино. Хоть пару часов, но прогуляемся по Вегасу, посмотрим на его огни.
Лас-Вегас
Достаточно сложно рассказывать про этот знаменитый город. Мне было интересно узнать, что представляет собой Вегас без всех этих казино, чем можно заняться, если ты не любитель азартных игр и не собираешься просаживать деньги за игровыми автоматами. Прежде всего Вегас – это одна главная улица Стрип (The Strip, что как глагол также обозначает и раздевать, снимать, обдирать, обнажать, оттуда же стриптиз – очень подходящее название), вдоль которой и разместились самые знаменитые отели с казино, вся остальная часть вторичная, серая, неказистая и обслуживает игровую индустрию. Правды ради надо заметить, что и за пределами Стрипа есть и казино, и отели, но это не те казино, про которые мы читали или видели в кино.
Мы оставили машину недалеко от «Стратосферы», сам отель расположен на Лас-Вегас бульваре, который буквально в нескольких метрах переходит в Стрип. Первое что бросается глаза это обилие витрин с предложением выплатить деньги за золотые украшения, часы и даже одежду. Да, деньги — это то, чего постоянно не хватает… особенно в таком месте.
Первым на нашем пути стояло казино «Сахара», нет не подумайте, что на нем наше продвижение и завершилось, мы не остановились, и не проиграли в нем все деньги, мы просто миновали это пронизанное роллер-костером (американские горки) здание с ажурной крышей над входом и продвигались все глубже и глубже.
Как в лесу деревьев, рекламы становилось все больше и больше. То справа, то слева появлялись новые здания со знакомыми названиями – «Звездная пыль», «Остров Сокровищ», «Мираж», «Фламинго»…
И каждое казино предлагает какое-то свое особенное развлечение – «Венецианское» — прогулку на гондоле, «Белладжио» — незабвенное шоу фонтанов, «Остров Сокровищ» — морскую битву. Все шоу повторяются через каждые пару часов и места в первых рядах желательно занимать за час до начала шоу.
Даже за один день все шоу не пересмотреть, как и не рассмотреть оригинальное оформления каждого казино, не говоря уже о картинных галереях с Ван Гогом, Матиссом, Моне, Дега и другими не менее известными художниками.
Мы продвигаемся все дальше, нигде особо не задерживаясь, хочется успеть увидеть все. За небольшим изгибом Стрипа показывается «Дворец Цезаря», «Париж», «Алладин». Нас особенно впечатлил «Дворец Цезаря», который очень напоминает Рим, такой коллаж с Колизеем, Форумом, императорскими виллами и фонтанами.
Улицы плотным ковром усыпаны рекламными листовками с девочками, кругом полно мексиканцев, которые продолжают раздавать эти бумажки. Постепенно город накрывает как покрывало темнота, зажигаются разноцветные огоньки, Стрип совершенно преображается, она совсем растворилась под покровом ночи, только сверкающие огни, переливающаяся реклама, сияющие входы в казино, все чтобы завлечь, привлечь, обольстить… Мы прошли еще немного и возле «Нью-Йорк – Нью-Йорка» и «MGM Grand» силы покинули нас.
Время, отведенное на Лас-Вегас, истекло, пора возвращаться домой, но очень не хочется покидать этот праздничный красивый ночной город. Хочется посмотреть все шоу, побродить по галереям, попытать счастья в казино. И, вообще, просто хочется в Лас-Вегас…
Невада, Апрель, 2003