Центр Гетти (Getty Center)– это необыкновенный комплекс музейных зданий, зданий исследовательского института, библиотеки и восхитительные сады. Комплекс расположен в Лос Анжелесе (Los Angeles) на верхушке холмов Санта Моники.Когда мы решили посетить это замечательное место в первый раз, то тщательно все спланировали – распечатали наш маршрут из mapquest.com. Всю дорогу мы следовали указаниям маршрута и, в итоге, добрались практически до вершины холма с Центром Гетти, но со стороны жилых кварталов. Мы оказались среди маленьких узеньких крутых улочек перед закрытыми воротами центра. Надо заметить, что это был первый и последний раз когда Mapquest подвел нас.
С трудом развернувшись, мы выбрались обратно на 405-й трассу и решили проехать еще немного на север и почти сразу увидели большой знак, указывающий на подъезд к Центру Гетти. Итак, благополучно добравшись и оставив машину на стоянке возле Центра, мы начали наше знакомство с этим необычным комплексом. К центру посетителей поднимает трамвайчик на воздушной подушке (как фуникулер). Дорога извивается вдоль холмов среди цветущих миртовых зарослей, рощиц калифорнийского перца, забираясь все выше и выше. Желающие могут потратить 15 минут и подняться на вершину по пешеходной дорожке, проложенной вдоль трамвайных путей. Трамвай доставил нас вдоль северной террасы и служебных зданий центра прямо на Площадь Прибытия (мне очень нравятся такие возвышенные названия). Здания Центра построены в стиле модернизма, в них сочетается камень и стекло, воздух и вода – захватывающее дух зрелище. Здесь много открытых террас и балкончиков, с которых открываются замечательные виды на Лос Анжелес, а также много пандусов и галерей, которые обрамляют эти виды как картинные рамы, и также служат для переходов между зданиями Центра.
Проектирование Центра было поручено архитектору Ричарду Мейеру (Richard Meier). Он уложил все здания в необычную архитектурную решетку из квадратов и кругов, так что если выбрать линию между двумя квадратами на мощеном полу, то можно пройти по ней с севера на юг или с востока на запад не отклоняясь ни на градус; в круги вписаны башни музеев и служебных построек. Все здания отделаны известняком (travertine), который был привезен из Bagni di Tivoli, Италия. Римляне использовали камень из этих карьеров для строительства Колизея, Фонтана Треви и колоннады Собора Святого Петра. В Центре Гетти много маленьких уютных двориков с водоемами, фонтанчиками или даже водопадами, так что чувствуешь себя где-то на юге Италии, правда, несколько модернистской Италии.
Галереи музея разделены на четыре павильона – Северный, Южный, Восточный, Западный, в которых представлены живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, рукописи и фотографии. Живопись освещается естественным светом, который регулируется жалюзями, управляемыми компьютером. Это очень необычно — иметь возможность смотреть на картины при точно таком же свете, как видели их художники.
И, конечно, невозможно представить Центр Гетти без садов, особенно без Центрального Сада. Этот сад называется «скульптурой в форме сада, приближенной к истинному искусству», он был сотворен художником Робертом Ирвином (Robert Irwin). В сад ведет зигзагообразная тропа, которая как молния прорезает нежный бархатный газон. Тропа несколько раз пересекает небольшой ручеек, который на каждом мостике журчит по-разному. Чтобы создать такую звуковую скульптуру, дно потока было выложено валунами с предгорий Сьерры. Тропа выходит на площадку с причудливыми металлическими беседками, укутанными зарослями бугенвиллии. В нижней части Центрального сада ручей каскадом струится по уступчатой каменной стене в зеркальный бассейн с цветочным лабиринтом из азалий. От бассейна поднимаются небольшие садовые террасы с тематическими садами. Во всем Центре поражает игра света и тени, загадочные блики воды, мерцающие на белых стенах, а в садах к ним еще добавляются яркие пятна цветов и нежный терпкий запах трав.
Осмотреть весь Центр Гетти за один день практически невозможно и уж точно невозможно насладиться его атмосферой и расслабленно посидеть за столиком одного из кафе, полюбоваться открывающимися из террас и галерей видами. Это – место, куда хочется приходить снова и снова.
Los Angeles, Июль, 2002